Основы коллажа для начинающих: стили, выбор фона и секреты композиций
Содержание
1. Немного из истории коллажа2. Известные мастера коллажа
3. Стили рукодельного коллажа
4. Фоны для коллажей
5. Секреты коллажных композиций
6. С чего начать работу над коллажем
Немного из истории коллажа
Зарождение этой техники датируется примерно II веком до н.э. Древние китайцы первыми стали создавать образцы коллажей. Они наклеивали на готовые нарисованные картины детали из кусочков ткани или бумаги, дополняя свою работу, делая ее более разнообразной и необычной.
До Европы техника дошла лишь в XIII веке. Мастера инкрустировали иконы и гербы фрагментами сусального золота и кусочками драгоценных камней. Также коллажи стали появляться на стенах храмов. Однако большой популярности техника в те времена не завоевала, в эпоху Возрождения она пошла на спад. На рассвете XX века о коллажах вновь вспомнили. В те годы наблюдался расцвет модернистских направлений. Живописцы внедряли в работы коллажные элементы, создавая их из лоскутов, газетных вырезок, старых фото, открыток, этикеток, оберток и т.п.
Огромный вклад в развитие техники внес Пикассо. Он маслом написал «Натюрморт с плетеным стулом», дополнил его веревкой по краю холста и фрагментами клеенки. Новый виток популярности коллажа случился в 1962 году. На нью-йоркской выставке многие молодые художники представили свои работы в этой технике. В результате коллаж прочно вошел в современную культуру. Он присутствует как в живописи, так и в других видах искусства. Главное достоинство коллажа в простоте, с его помощью можно изобразить практически все. Эта техника не знает границ.
Сегодня большой популярностью пользуется цифровой/компьютерный коллаж. Он основывается на наложении или объединении различных изображений, подходящих под общую стилистику. Фрагменты или дополняют друг друга, или контрастируют между собой. Поскольку цифровые коллажи выглядят ярко и выразительно, их часто используют в рекламных целях, для оформления продукции.
Известные мастера коллажа
Некоторые известные художники внесли большой вклад в развитие коллажного искусства. Среди них можно выделить:
1. Пабло Пикассо. Принято считать, что именно он создал первый «современный» коллаж в своем натюрморте. Однако одновременно с Пикассо в технике бумажного коллажа стал работать Джордж Брак.
2. Жорж Брак. Наклеивал на холсте вырезки из газет, а сверху покрывал краской. Его коллажные произведения были похожи на живопись.
3. Курт Швиттерс. Он часто использовал коллажи в своих работах, создавал уникальные абстракции.
4. Ли Краснер. Она создавала картины в технике абстракционизм, потом разрезала их на фрагменты и вновь склеивала в новые произведения.
5. Том Вессельман. Создал множество натюрмортов в коллажном стиле.
6. Джон Уокер. Он приклеивал на холст разрезанные и раскрашенные фрагменты другого холста.
Стили рукодельного коллажа
Чтобы готовая композиция выглядела ярко и целостно, в ней должна присутствовать гармония. Не стоит перегружать коллаж различными элементами и цветами, иначе трудно будет различить в нем суть. Основные стили, в которых создают коллажи:
1. Пейзажный. В таких композициях преобладает природа. Также в коллажах показывают природные явления: ураган или дождь, грозу или метель. Пейзажи бывают и городские: дороги, многоэтажки, магазины, вывески и прочее.
2. Вегетативный. В целом стиль очень напоминает пейзажный, поскольку в нем также изображают природу. Но в вегетативном стиле упор делают на растения (цветы, стебли, листочки, деревья, трава). Растения в картинах являются самостоятельной единицей, а не выступают в роли фона для природных явлений. Часто в картинах присутствуют сухоцветы. Неискушенному зрителю отличить вегетативный стиль от пейзажного бывает сложно.
3. Декоративный. В картинах этого стиля прослеживаются фантазийные сюжеты. Суть декоративных коллажей – оригинальность и неповторимость. Композиции делают яркими, добавляют в них выразительные фрагменты и красочный фон. Автор в картине пытается передать свое настроение, эмоциональное состояние, чувства.
4. Формо-линейный. Суть стиля кроется в его названии. Главный акцент делается на геометрических фигурах и линиях.
Фоны для коллажей
Картины выполняют на различной основе. В некоторых случаях ее дополнительно оформляют, к примеру, красками. В других же оставляют в первоначальном виде. Также коллаж можно создавать на каркасе. Поговорим об основных видах основ для композиций.
- На холсте. В большинстве случаев холст делают из льняной ткани. Ее грунтуют эмульсионкой и натягивают на подрамник. Сделать фон можно красками или зашпатлевать холст. Фрагменты коллажа закрепляют на основе клеем или кладут их на мокрую шпатлевку. Сверху композицию для надежности покрывают ПВА.
- На ткани. Тканевую основу или натягивают на подрамник, или наклеивают на плотный картон. Детали коллажа на ткани закрепляют клеевым пистолетом.
- На батике. Такая основа представляет собой хлопчатобумажную либо шелковую ткань. Для закрепления фрагментов картины на батике используют воск. Работа с этой основой сложная и кропотливая.
- На бумаге. Самый популярный и распространенный вариант. Для коллажей используют бархатную, упаковочную, цветную и прочую бумагу.
- Без фона. Для создания подобных коллажей нужна не основа, а каркас, к примеру, из деревянных палочек или проволоки.
Секреты коллажных композиций
Чтобы работа получилась выразительной и эффектной, нужно придерживаться принципов композиции. Ключевые приемы коллажей – наличие контрастных фрагментов и выделение центрального элемента произведения. Существуют такие варианты композиций:
1. Элементы расположены по диагонали. Лучше, чтобы линия шла от левого нижнего угла к правому верхнему. В пустых углах можно разместить менее важные фрагменты.
2. «Золотое сечение». В любой картине есть некоторые точки, на которые человек сразу обращает внимание. Их называют зрительными центрами. В законченном произведении таких центров должно быть четыре. Принцип следующий: отношение меньшей части композиции к большей должно соответствовать отношению большей части ко всей картине.
3. По линии горизонта. Чем ближе элемент находится к линии горизонта, тем он мельче. И наоборот, чем дальше, тем крупнее.
4. «Пирамида». Острие композиции должно находиться вверху, чтобы сделать работу более выразительной. Широкий низ придает коллажу мягкость и уравновешенность.
5. «Доминанта». В картине есть главный элемент, которому подчиняются все остальные фрагменты.
6. «Единство». Отсутствие доминанты в картине.
7. Асимметрия. Элементы не подчиняются линии горизонта, они расположены хаотично.
8. Симметрия. Элементы располагаются парно и равновесно. Выглядят такие коллажи менее ярко и броско.
Правила созданы, чтобы их нарушать. Поэтому в работе необязательно придерживаться какого-то конкретного принципа. Экспериментируйте и фантазируйте, чтобы ваша картина получилась по-настоящему необыкновенной.
С чего начать работу над коллажем
Если вы решили сделать коллаж впервые, лучше придерживайтесь некоторых правил и рекомендаций. С опытом вы доведете их до автоматизма. Когда не хватает вдохновения, и муза не приходит, создавайте композицию поэтапно:
- нарисуйте эскиз;
- выберите подходящий стиль коллажа;
- сделайте фон, а лучше сразу несколько вариантов, чтобы выбрать из них самый удачный;
- заполните фон элементами.
СОВЕТ! Работайте с разными материалами, но не перебарщивайте, чтобы работа не выглядела слишком пестрой. Цвет фона не должен перетягивать на себя внимание, его цель – дополнять композицию, делать ее гармоничной.
Поскольку эта техника предусматривает использование практически любых материалов, их список можно продолжать до бесконечности. Основные материалы для коллажей:
- любая бумага;
- вырезки из газет и журналов;
- фотографии и открытки;
- обрезки ткани;
- нитки и пуговицы;
- фольга;
- разноцветные камешки;
- клеенка;
- подарочная упаковка и т.п.
Особую роль в создании коллажа играет клей. В зависимости от выбранных материалов используют различные виды клея. К примеру, обойный клей крепко фиксирует бумагу и высушенные листья. Продается флористический клей, обеспечивающий быстрое склеивание прозрачных элементов. Большой популярностью пользуется ПВА, он не деформирует материал и обеспечивает надежную сцепку. Также используют: клей-карандаш, двухсторонний и бумажный скотч или пришивают элементы коллажа нитками.
Сегодня большой популярностью пользуется цифровой/компьютерный коллаж. Он основывается на наложении или объединении различных изображений, подходящих под общую стилистику. Фрагменты или дополняют друг друга, или контрастируют между собой. Поскольку цифровые коллажи выглядят ярко и выразительно, их часто используют в рекламных целях, для оформления продукции.
Создавать их можно без навыков работы в сложных графических редакторах, например, с помощью онлайн-сервиса «Холст». В нем есть простые инструменты, в том числе обрезка фона, бесплатные картинки и шаблоны, множество элементов и шрифтов. А быстро разобраться в программе можно на курсе «Дизайн для соцсетей с 0 и бесплатно».
Рисование – это один из самых доступных и увлекательных способов развития творческих навыков у детей. Оно не только помогает детям выражать свои мысли и чувства, но и способствует развитию мелкой моторики, координации движений и воображения. В этой статье мы рассмотрим, почему рисование так важно для детей и как родители и педагоги могут поддерживать их в этом увлекательном занятии.
Читать далееОдним из самых важных навыков для художника является умение смешивать цвета. Знание теории цвета помогает создавать гармоничные и выразительные произведения искусства. В этой статье мы рассмотрим основные принципы теории цвета и дадим практические советы по смешиванию цветов.
Читать далееДля любого художника важно иметь правильные инструменты, которые помогут воплотить творческие идеи в жизнь. В этой статье мы расскажем о ТОП-10 обязательных инструментов для рисования, которые подойдут как новичкам, так и профессионалам.
Читать далее
Оставьте отзыв чтобы помочь другим
покупателям определиться с выбором!